дополнительная общеразвивающая программа "Букварь шахматиста"
Дополнительная образовательная программа «Букварь шахматиста» имеет интеллектуально - познавательную направленность в рамках платных дополнительных образовательных услуг муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №195». Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработана на основе учебных пособий «Шахматы, первый год»И.Г.Сухин, издание 2-е. — Обнинск:
Шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Их долголетию можно только позавидовать. Чем же они привлекательны? Прежде всего, тем, что шахматы предоставляют человеку возможность творческого соревнования. Сегодня шахматы – это и спорт, и искусство, и наука. Это активный культурный отдых и целый мир переживаний и ощущений. Каждый находит в них что-то своё. Красивые партии, комбинации, окончания, задачи восхищают нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актёра.
Умение человека играть в шахматы делает его интересным для окружающих, повышается уважение к нему. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и развития, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Шахматы остаются одной из самых любимых и увлекательных игр.
Шахматы в системе общего образования и в системе дополнительного образования ещё очень «молоды» – остро ощущается недостаток внятных методологических и методических разработок. В современном обществе необходим активный по- иск ресурсов для повышения качества образования. Поэтому оказались востребованы достоинства шахмат как дополнительной образовательной деятельности в системе дошкольного образования. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751, в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования,самореализацию личности». Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной, свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.Введение шахматной студии позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Л.Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой. Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет детям пре- одолеть замкнутость, мнимую ущербность. Первая встреча с волшебным миром шахмат должна стать для дошкольника праздником. Вспомним слова К.Д.Ушинского
«Воспитатель непременно должен устроить дело учения так, чтобы в начале учения дитя не могло не успеть…». Поэтому, вводя дошкольников в удивительный мир шахмат, с первых же встреч широко используются авторские наработки И.Г.Сухина: шахматные сказки, загадки, стихи, ребусы, занимательные вопросы, шахматные дидактические игры и упражнения.